Памяти Михаила Борисовича Раковского

  • 20 июня 2022, 12:13

Памяти Михаила Борисовича Раковского. (20.04.1930-20.06.2007)

Грани личности М.Б. Раковского.
Грань 1. Вместе, но чуть впереди...
Михаил Борисович любил повторять одну притчу: "Один мудрец спросил своих учеников, что надо для того, чтобы птица взлетела?" Ветер,крылья, цель и другие причины называли его ученики. Но мудрец ответил: "Чтобы птица взлетела, она должна набрать воздух в грудь." И продолжал, что учителю, как птице, необходимо набрать воздух грудью, чтобы идти к детям, чтобы вместе с ними лететь, чтобы не чувствовать себя просто урокодателем.
Да, вместе с детьми. И все же чуть-чуть впереди! Ведь ты педагог, воспитатель, наставник! Так жил и работал директор М.Б.Раковский!
Грань 2. Твори, ищи, думай, но не навреди!
Когда Раковский М.Б. в качестве директора пришел в СШ№24, я считала себя уже состоявшимся педагогом: мои уроки хвалили, на дисциплину в классе я не жаловалась и как классный руководитель нашла общий язык и с детьми, и с родителями. Поэтому новые подходы к педагогическому процессу, которые стал предлагать Михаил Борисович, я встретила настороженно. Но вот он пришел ко мне на урок. Моя любимая литература. Мой любимый В.Маяковский. Все выполнила, что наметила по плану: а дети неплохо читали стихи, я комментировала и тоже читала. Жду похвалы. А он спросил: «А почему у вас ребята не спорят?» Я ответила:
- С кем им спорить?
- С вами, между собой.
- Прямо на уроке?
- Конечно.
- О чем?
- О своем отношении к поэзии Маяковского. О своем толковании его стихов. Разве они все так думают, как вы им говорите?
- А разве Петя или Маша имеют свое мнение, отличное от моего или признанных критиков?
- А вы спросите их, расшевелите, спровоцируете, наконец, и тогда поймете, насколько они разные и как по-разному чувствуют и понимают.
Так начался новый этап в моей работе. Мы придумывали и опробовали такие уроки, на которых спорили, играли, творили, где все были заняты. Это урок-семинар, урок-диспут, «заседание ученого совета», урок КВН так далее. Ребята раскрепостились, появились консультанты, которые не только проверяли домашнюю работу, но и на уроки во время самостоятельной работы могли подойти к своему подопечному и помочь ему. Я завела индивидуальную тетрадь, где записывала ошибки каждого ученика, сделанные им в контрольных и творческих работах, а потом работали над ними до тех пор. Пока они запоминали на всю жизнь.
Грань 3.
Защищаю, но и спрашиваю.
И еще об одной грани личности М.Б.Раковского я хотела бы вспомнить.
Школа – это живой организм, семья, состоящая из разных людей, что порой и не знаешь, как к ним подступиться.
А в каждой семье должен быть хозяин. И таким умным, знающим, авторитетным хозяином школы был Раковский.
У нас на уроках были и заместитель министра просвещения Т. Балясная, и писатель С. Соловейчик, и Газман, и многие другие. И рядом с учителем он, директор, - вовремя поможет, приободрит, скупо похвалит, защитит. Он доверял учителю.
Михаил Борисович был учитель по призванию, новатор по сути своей...
В.Т.Хальзева, заслуженный учитель РСФСР, учитель русского языка и литературы СШ N24 г. Липецка.

"Михаил Борисович Раковский вообще был последовательным приверженцем "поштучной" (по его определению педагогики)- как в сотрудничестве с
учителем, так и в работе с детьми... Ему нравилось выявлять лучшее в коллегах и учениках, востребовать это лучшее на благо всем, что создавало комфортный климат человеческого общения. Он давал понять, что без любого из нас, таких хороших и разных, школьная жизнь будет неполной! Не потому ли в школу Раковского хотелось идти, бежать, лететь..."
Т.Н. Распопова, преподаватель ЛГПУ, учитель СШ N24 г.Липецка.



Горячая линия по вопросам документационной нагрузки учителей

Народный фронт

Российское движение детей и молодежи.

Орлята России

Школьный театр

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Функциональная грамотность

Школьная детско-юношеская пионерская организация "Сталь звенящая"

Ученическое самоуправление

Телефон доверия

Дети России-2022

Школьный музей

Профилактика правонарушений

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних

Государственная итоговая аттестация

Итоговое собеседование по русскому языку в 9-х классах

Приём обучающихся

Всероссийская олимпиада школьников

Учебные кафедры

ШМУ

"СПАРТА"

Городские акции

Детство без опасности

Трудоустройство выпускников

Муниципальные услуги

Актуально

Здоровый регион

Фестиваль родительских инициатив

"Импульс"

Календарь памятных дат истории

Родителям

Отряд ЮИД ("Друзья")

Дорожная безопасность

Реализация мероприятия 21

Обратная связь

Опрос

Ссылки